На правах форумной болванки. Будут изменения.Самое ценное и точное, что мы встречаем в книгах Левитина - описания "кемденской четверки". Если точнее - двух совдовоенников 6н-1 и 9н-4. Здесь дана не только точная оценка схемотехнике, не только причины и анализ решений, но и предельно точные эксплуатационные характеристики. Если Ефим Алексеевич и преувеличил чувствительность 9н-4, то вряд ли даже в два раза (ибо для средних волн что 3 мкВ, что 6 - одинаково немыслимый результат). Что, кстати, укладывается в реальный анализ проведенный в "Лаборатории АНтрадио" и проверенные качества "девятки". Подробнее об этом в целевой теме.
viewtopic.php?f=259&t=72Для этой большой и, по сути - историографической темы, точкой отсчета я взял публикации Левитина о радиоприемнике ВЭФ супер М557. Почему? Потому что аппарат массовый, сразу послевоенный, описан во всех книгах Левитина, да к тому же - знакомый ему "почерк" относительно 6н-1 - самого любимого детища отца совдовоенки. Ведь приемники то в некотором смысле одинаковы.
Первая публикация Е.А. Левитина о М557 появилась в четвертом номере журнала "Радио" в 1946 году. Фамилия автора не приводится, стоят лишь инициалы "Е.Л". Но даже без них, по одному стилю и почерку ясно, кто эту статью написал:
Что в этой статье замечательного? То, что приемник описан во всей красе и подробностях. Левитин в поздних книгах упускает технические моменты, не акцентирует внимание на том, как и почему ОНО РАБОТАЕТ, а тут - все разложено как по довоенным конспектам. Будто не в массовый журнал заметка, а сопроводиловка-инструкция к подарку Сталина. Плюс - классические определения, подзаголовки и абзацы. О дин хомут - дефис в названии. Но то стопудово - корректорская правка. ПО русской орфографии.
Прошу обратить внимание на то, сколь подробно описан узел шкалы: с акцентом на цвета и нюансы. В середине абзаца меня просто сбил со стула коэффицинет замедления - 1 :14 (в тексте опечатка, пропущена запятая, надо 1 : 1,4 - смотрите по стрелке на скриншоте). Стало быть, дедушка не только считал контура, но и КРУТИЛ РУЧКИ! Это хохложопым гнидам типа ВЛАДов-ЭРНЭСТов-ДЕРБАЛей на заметку... Это о том, сколь подавляющее большинство даже кичащихся инженерными дипломами - по сути своей ущербно даже в восприятии того, что имеет, щупает и чем кичится. А Левитин считал! Правда, не комментировал. НАши комменты тут:
viewtopic.php?f=332&t=1400Напомню: статья в "Радио" опубликована в четвертом номере журнала 1946-м года. К тому времени ВЭФ только набирал обороты, и к моменту подготовки статьи завод явно не успел выпустить свой апрельский "десятитысячник". Но что для историков и коллекционеров важно: Левитин показывает аппарат с рамкой, и этот аппарат так просто не мог попасть к признанному авторитету. Приемник явно готовили, выбирали, а потому мы только по этому косвенному признаку мы можем судить, в каком исполнении были "лучшие круглошкалики": в рамочном или безрамочном. И догадываться, почему рамочные встречаются аж под 12 тысяч, и почему в них "спицы" разные, и почему их выпуск не ограничился каким-то одним отрезком времени (типа рамки завезли), а распределялся неведомым для нас образом. Например, у меня титульный безрамочник во второй тысяче, а рамочник - в восьмой... Где логика согласно некоторым "доводам" латышской шпаны?
В общем, 1946-й год стал поворотным и знаковым в творчестве Левитина. Спустя пару месяцев он пишет небольшую брошюру, в которой дает общие сведения о вещательной довоенке и первых послевоенных аппаратах. Среди них и наш подопечный "круглошкалик":
Очень куцые сведения, на первый взгляд, озадачивают. Но обратите внимание, с какой скоростью была обработана и напечатана рукопись, а именно: сдано в набор 13 июля 1946 года, и в ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, 13 июля 1946 года - подписана в печать. Человек знающий работу советских типографий сразу догадается: справочник готовили в пожарном порядке. Он с виду столько КУЦ, сколько НЕОБХОДИМ по сути. Может кто-то внезапно настоял, может план в типографии горел или изменился, но и данный случай говорит о том, что склад ума и знание темы позволили только одному человеку в СССР четко и оперативно "закрыть вопрос". И этим человеком был Левитин. Пусть и сделана брошюра, как говорится, левой ногой, Но даже при таком подходе стиль и опыт Левитина как в довоенных изданиях, так и в первой публикации журнала "Радио" - АНАЛИТИЧЕН и максимально ИНФОРМАТИВЕН.
Дальше был трехлетний перерыв. Который для нас в биографии Левитина содержит много загадок. В жизни Ефима Алексеевича наступили изменения, но какими бы они ни были для него сложными, сам автор понимал: он востребован, и без его участия вряд ли кому удастся написать столь обширный и точный справочник по вещательным радиоприемникам. Я жду, когда сын Е.А. Левитина, который является участником нашего форума, расскажет хоть малую часть биографии отца этого периода. А пока этого нет, руководствуемся тем, чему учили на истфаке университета.
На дворе 1949 год. Выходит авторский сборник под названием "Радиовещательные приемники". Мурыжили на сей раз долго: сдано в производство 20 апреля 1948, подписано с печать 28 февраля 1949 года. Тираж - 56 тысяч экземпляров. Символичен и даже симптоматичен миниатюрный , в половину спичечного коробка, снимочек "Родины" на обложке. Впрочем, цензоры за верстку и размер фото не отвечали. А коль нас, как и цензоров, интересует исключительно техническая сторона, остановлюсь только на одном "внешнем" моменте. Список авторов таков:
Е.А. Левитин, Ш.И. Гиршгорн, В.Н. Кракау, В.П. Певцов.А по правилам марксистской науки надо было так:
Ш.И. Гиршгорн, В.Н. Кракау, Е.А. Левитин, В.П. Певцов.То есть - по алфавиту фамилий. Но Левитин стоит первым. ПОнятно, каждый из авторов писал свои разделы, как и совершенно понятно, что описания радиоприемников по стилю и почерку принадлежат перу Ефима Алексеевича. Было бы интересно окунуться в атмосферу того времени, понять, благодаря кому опальный отец совамериканки в интеллигентных, приближенных к радио кругах, - оставался в почете. И почему в соавторах нет того же Фролова из Новосибирска...
На этот вопрос вряд ли уже когда найдется ответ. Да и нужен ли он нам? Для нас важно и ценно то, что написано в книгах Левитина. В данному случае - про круглошкалик. Вот, спецом сфотографировал все страницы про М557 из сборника 1949 года:
Скажу сразу: из всех книг-справочников по совбытовухе этот - самый четкий и грамотный. Невзрачный суперок М557 расписан на восьми страницах мелкого текста: с виду малая, но вполне читабельная схема разложена и расписана скрупулезно, по абзацам и подзаголовкам; приведены более чем подробные моточные и прочие данные, а в конце - полная спецификация деталей. Плюс - комментарии. Я не могу словами передать всю глубину и последовательность описания приемника - от задника до шкалы. Но я четко знаю: если бы Левитин схалтурил, если бы не щупал круглошкалик перед сдачей книги в печать, он бы машинально указал коэффцициент замедления привода КПЕ и сравнил с ранним, где он равен 1 : 1,14. Ибо к тому времени М557 были с другим раскладом по КВ и... к сведению шпаны - с другим коэффициентом замедления. Каким? Ссылку на тему дал выше.
Отец совдовоенки знал меру и имел такт. Хотя однозначно - кроме первой модификации круглошкалика не щупал и может даже не видел. Ибо как инженер старой закалки и серьезный автор, он не мог приписать приемнику свойств, которые не прощупал сам и в которых не убедился. Поняли, коллекционеры? Тираж книги, еще раз повторю: самый высокий - 56 тысяч экземпляров. Достоинство издания - в особо прорисованных схемах. Они присутствуют как непосредственно в описаниях аппаратов, так и вклейками к конце книги.
Справочник 1949 года, надо полагать, разошелся мигом. Потребность в такого рода литературе росла. Авторов уровня Левитина - не было. Поэтому через три года то же издательство готовит очередную книгу "Радиовещательные ламповые приемники". Без "Ё", - буквы, которой бравируют нынешние невежды в ретрорадио. Здесь автор в скромном одиночестве, я бы сказал - на пьедестале. Да и времена другие. Очень надеюсь, что Александр Ефимович нам о них расскажет, не дожидаясь когда мы преподнесем ему биографию отца на блюдечке. Вот эти страницы о круглошкалике.
САмое шикарное издание в плане полиграфии. сдано а в производство 4 октября 1952. а
подписано в печать 1 июля 1953. Несомненную трудность полиграфии представляют вклееные схемы. И это при тираже - 18 тысяч экземпляров. Но, как видим, число страниц описания М557 уменьшилось от семи с половиной до четырех. Описание сильно сжато, по всем направлениям даны лишь общие сведения, без разбивки и выделения шрифтами, как это сделано в издании 1949 года. Спецификации по круглошкалику уже нет. Описаний изменений за все пять лет выпуска М557 - тоже нет. Хотя мы их отметили и охарактеризовали - этих изменений десятки! От расцветки шкалы и сетевого шнура - до смены места антенного штеккера и силумина в шкалах поздних аппаратов. От замедления верньера - до схемных отличий. А ведь время до 1952 года у нег было. Вот только какое оно, время?
ПО крайней мере, к 1953 году на ВЭФе и следа от круглошкаликов не осталось, Правда, это не помешает Левитину отметить незначительные изменения по М557 аж в 1960-м году! Что выглядит не столько несвоевременно, сколь неуклюже. Как и то, что переходную модель к Балтике, М697 Ефим Алексеевич описывает, используя нередактируемые фрагменты описания М557. Почему?
НОменклатура радиоприемников к началу пятидесятых выросла значительно. Появилась нешуточная конкуренция между производителями. ПРиемники окончательно обрели некое германоподобие, а как мы знаем - Левитин был приверженцем американской школы. В дальнейшем я покажу его мытарства и конъюнктуру в описаниях других радиоприемников, но коль здесь только о круглошкаликах, с ними и попхнем дальше.
Композиционная перебивка общим вопросом: в чем и для кого значимость книг Левитина как источника знаний о вещательных радиоприемниках? Она в том и доя того, что эти книги дают общие сведения. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБЩИЕ. Для ремонтников той поры издавались другие справочники, которые были непосильно тяжелы для обывателя. Да, да, господа: Левитин после войны, по крайней мере, после 1949 года ПИСАЛ для ОБЫВАТЕЛЯ. А чем обыватель пятидесятых годов прошлого века на фоне лампового радио отличается от обывателя нынешнего? Скорее тем, что нынешние "Ламповые души" еще меньше интересуют устройство и функционал бытовых радиоприемников.
Ну а каков спрос, такое и предложение. Какая морда, такое и отражение. Какой спрос, такое и предложение. На сайте Харченко и многочисленных форумах. Вот почему скупые сведения из справочников ныне выше любых более-менее вдумчивых оценок и сведений. Например, написано у Левитина, что МИР имеет чувство не хуже 50 микровольт - значит так оно и есть. Да оно и правда ТАК! И неважно, что это "не хуже" на практике может быть и 12, и 22, и 7 мкВ. Это в описании 6н-1 и 9н-4 отец совдовоенки дает нам точные, проверенные цифры. А тут - догадайтесь сами. Если нет ума или желания проверить в реале. И кто в этом виноват?
Тем не менее, для знающих людей Ефим Алексеевич дает общую характеристику аппаратам. Так он поступает там, где находит что-то новое, нестандартное. НАпример, если в Латвии М137 гетеродин выполнен по транзитронной схеме - он это вам скажет. А что такое транзитронная схема, где применялась в совбытовухе и почему - думайте сами. Но и здесь я вижу первые попытки Левитина писать про бытовуху с неким пренебрежением (и такое точно пренебрежение иногда навязываю вам на форуме). Это приводит к тому, что Ефим Алексеевич не всегда по ходу проверяет практикой схемотехнику, - ему после справочника 1953 года делать это либо тяжело (прогресс не стоит на месте) либо просто не хочется. Иначе он не придавал бы МИРу и Фестивалю, этим двум аппаратам, заоблачные параметры подавления зеркалки. Причем так, что в М152 она подавляется на 35, а в Фестивале - на 36 децибел. Под пером грамотного инженера разница в один децибел выглядит как издевательство. Или сильная злость. Или то и другое, вместе с пренебрежением.
И пипл хавает. Спустя эпохи и десятилетия хавает. Бездумно и тупо. Пипл не озадачивается, почему в круглошкаликах в восьмидесятой тысяче что-то изменили в антенном входе и УНЧ. Он поднимает книгу Левитина за 1960-й год, и торчит... Вместо того, чтобы задать себе два вопроса:
1. Почему Ефим Алексеевич не отметил "изменения" по круглошкалику в справочнике 1953 года? Или даже 1949 года, ведь изменения в схему внесены в 1948-м... А отметил тогда, когда не только про М557 на ВЭФе забыли, но и забыли справочники 1949 и 1953 годов во многом утратили актуальность.
2. А может были еще изменения, которые не учел автор в своих книгах? Это только по М557, а ведь приемники в СССР выпускались десятками моделей и модификаций.
Пипл пишет. Вот вам страничка людей, которые считают себя умнее создателей ВЭФа. Интернациональная троица:
В. Мельник, г. Донецк, Д. Кодаков, г. Москва, С. Давидчик, Латвия.Интересно, почему Латвия, а не "Рига"? Типа город не дотягивает уровнем до Москвы и Донецка? Вот что значит - шпана. Куда ей понять такую загогулину: зачем Левитин считал обороты верньера круглошкалика! Если кандидат наук Мельник не понимает, что список авторов надо составлять в иной последовательности, а именно:
С. Давидчик, Д. Кондаков, В. Мельник. Тут все правильно: самое типичное невежество должно быть на последнем месте. А Давидчика-Колобка, который и написал сей обзор, надо ставить на первое. По всем правилам.
Хотя, я не случайно тут разошелся о тупых заимствований того, что не представляет ни интереса, ни сути. Левитин просто наткнулся на два изменения в схеме. ПРичем, не вовремя. И решил дать их спустя восемь лет отдельной поправкой. ТОгда как ни по одному другому приемнику их не давал. Почему? Так захотелось, или кто-то настоял? Но тогда какова цена справочнике 1953 года в этой части? Задумывался кто-нибудь над этим вопросом?
Кик и вообще: сколь глубоки справочники Левитина после 1953 года? Я не имею в виду их объем, хотя вот вам страницы о круглошкалике: вместе с картинками И СХЕМОЙ в справочнике 1960 года. Смотрите: описание М557 не дотягивает до трех страниц. Вместе - с той самой поправкой к аппаратам, которой я так злобно и нудно макаю шпану в ее же дерьмо.
Я далек от мысли, что Ефим Алексеевич, при взгляде на эволюцию круглошкалоиков и особом желании не нашел бы еще двадцать-тридцать изменений в этом аппарате. И - тысячи изменений по другим аппаратам. Которые, повторяю: были, есть, и зафиксированы на нашем форуме. Меня умиляет, что современные описыватели рижского радио, лытыши по национальности и рижане по прописке, с трусливой оглядкой затирают единственно брошенную Левитиным в их адрес кость. Которую и сгрызть то не в состоянии, не то что понять с какого она мамонта. А потому и пишут сокровенную "аналитику" типа:
- стрелка движется по шкале;
- клавиши нажимаются легко.Меня злит, что современные пижоны от ретрорадио как дурни со ступой носятся с этими самыми левитинскими поправками, не замечая главного: в его поздних справочниках по бытовухе, в отличие от довоенных и первого послевоенного - НЕТ ДУХА РАДИО. Есть некий надлом, над которым пожарным заревом возвышается высокий личный профессионализм. И явное нежелание творить для социума нечто такое, что по содержанию и смыслу напоминало бы середину тридцатых.
Готовя свои поздние книги, Ефим Алексеевич явно не думал о том, что ламповое радио умрет. Он полагал, радио будет развиваться, и наше поколение прочтет его справочники между строк. Где надо - простит на недописанное или перевернутое. ОДного он не учел: поколение поклонников лампового радио окажется столь тупым, сколь и само бытовое радио забытым. Как историко-техническое вторсырье. Хотя, мне кажется, что об этом не догадывался и сам Бог. Бог радио, если он вообще есть.
Well. 2018.01.29.Продолжу по времени и настроению.