Впервые тему про пехотные УКВ ЧМ радиостанции А-7, А-7-А и А-7-Б я открыл в марте 2007-го сразу на нескольких форумах, а в феврале 2010-го открыл тему про близкую родственницу А-7, морскую УКВ ЧМ радиостанцию "Рейд-И".
Однако в прежних дискуссиях были объяснены далеко не все особенности радиостанций А-7, поэтому хочу вернуться к теме про эти первые пехотные УКВ ЧМ радиостанции еще раз. У нас появилась кое-какая новая литература по истории создания А-7 и неизвестные нам ранее технические описания, подтолкнувшие к более внимательному изучению тех образцов А-7-А и А-7-Б, что представлены в витрине No.1 Радиомузея РКК.
Весной 2007-го, когда нам подарили необычную радиостанцию с двумя стрелочными головками, я торжествовал:
Наконец-то, думал я, в нашем музее появилась редчайшая разновидность --- самая первая модель А-7 без букв "-А" или "-Б".
Основанием для моего торжества (преждевременного, как я понял лишь недавно) была вот эта страница из справочника английской военной разведки M.I.10 по распознаванию советских средств связи (документ 3-55-01 на сайте Радиомузея РКК. Получен от Луиса Мюльсте, PA0PCR):
Однако оказалось, что и M.I.10 может ошибаться. Сегодня я уверен, что на английской фотографии изображена вовсе не А-7, а радиостанция А-7-А в варианте с двумя стрелочными головками.
Основная головка (посредине передней панели) служит для измерения токов и напряжений питания, а вторая головка в правом нижнем углу --- это термомиллиамперметр, про который говорится на стр. 35 описания радиостанции А-7 (документ 2-43-01 на сайте Радиомузея РКК. Предоставлен В. Мальцевым, RU3AL):
Из этого текста, кстати, следует, что радиостанции А-7 могли выпускаться с одной головкой, с двумя головками, либо вообще без стрелочных головок(!). Такие, правда, мне пока не встречались...
Разоблачил я собственные заблуждения по части отличий А-7 от А-7-А с помощью книг по истории 16-го Центрального научно-исследовательского испытательного института Минобороны РФ (г. Мытищи Московской области), которые были подарены Радиомузею РКК накануне празднования 65-летия Победы.
16-й ЦНИИИС является прямым наследником Научно-испытательного института связи Красной Армии (НИИС КА) имени К.Е. Ворошилова. Именно там с 1925 года и до конца своих дней работал Георгий Тимофеевич Шитиков (1903-1978), разработчик наших первых УКВ ЧМ радиостанций А-7, А-7-А и А-7-Б.
Так вот, дорогие товарищи, из полного текста воспоминаний самого Шитикова следует, что главным, принципиальным отличием самой первой модели А-7 от всех последующих модификаций (А-7-А в двух вариантах и А-7-Б) было вовсе не количество стрелочных головок на передней панели, а количество радиоламп внутри радиостанции(!!).
Радиостанция А-7 была разработана в конце 1942 года и имела 11 ламп --- три в передатчике и восемь в приемнике. Сегодня такой 11-ламповый вариант можно увидеть в двух местах. Во-первых, на рисунке, приведенном на стр. 26 в уже упомянутом описании радиостанции А-7, изданном Главным управлением связи Красной Армии в 1943 году:
А во-вторых, как ни странно, "в железе", но под другим названием. Именно 11 радиоламп имеет морская радиостанция "Рейд-И", которая выпускалась ленинградским заводом имени Козицкого, начиная с середины 1945 года, когда для пехоты выпускались модели А-7-А (9 ламп) и А-7-Б (10 ламп), а про 11-ламповую модель А-7 никто, кажется, уже и не вспоминал.
Вот как выглядела радиостанция "Рейд-И" изнутри:
А вот как выглядят изнутри радиостанции А-7-А, в которой всего 9 ламп:
и А-7-Б, в которой 10 ламп (возвращена на место выходная лампа передатчика):
Единственным заметным отличием "Рейд-И" от 11-ламповой А-7 и 10-ламповой А-7-Б является, пожалуй, выходная лампа передатчика. В "Рейд-И" это 2П9М, тогда как в А-7 и в А-7-Б и в усилителе мощности передатчика, и в задающем генераторе применялись менее мощные радиолампы СО-257.
Кстати, в "Рейд-И" сохранен (а можно сказать, "возник, как Феникс из пепла") такой рудимент, как тональный телеграф (F2). Тональный телеграф присутствовал в ранних, самых первых выпусках радиостанций А-7 начала 1943 года, но затем был исключен.
А вот один из парадоксов, связанных с радиостанциями А-7 --- хотя нигде невозможно найти "живую" радиостанцию с 11-ю лампами, зато на всех известных схемах радиостанции изображен именно 11-ламповый вариант:
Причем на схеме изображена радиостанция А-7 не первых, а более поздних выпусков, потому что никаких следов тонального телеграфа в схеме не просматривается. Разве что тональный генератор, используемый для вызова корреспондента, наводит на мысль, что раньше тот же генератор наверняка использовался и для тональной телеграфии...
Буду очень признателен, если кто-то даст ссылку, либо предоставит нам для копирования описания радиостанций А-7-А и(или) А-7-Б, где были бы схемы не с одиннадцатью, а с девятью и(или) с десятью радиолампами.
Ведь удаление из А-7-А сразу двух радиоламп не могло не привести к изменению ее схемы. И если отсутствие лампы выходного каскада передатчика (Л9) повлияло лишь на схему согласования с антенной (естественно, не улучшив его), то удаление лампы усилителя низкой частоты приемника (Л8) должно было здорово поменять всю схему приемного тракта.
Напомню, что выходная лампа УНЧ в приемнике А-7 выполняла и роль тонального генератора, который использовался для вызова корреспондента (а в первых выпусках А-7 и для тональной телеграфии).
Я попросил Г. Шульгина, RZ3CC, посмотреть реальную радиостанцию А-7-А и нарисовать новую схему ее приемного тракта. Геннадий Григорьевич еще в предварительном разговоре высказал догадку, что разработчики А-7-А "нагрузили" функциями УНЧ самый первый каскад приемника, т.е. усилитель высокой частоты на лампе Л1. Так оно и оказалось.
Вот та схема, что нарисовал RZ3CC рядом со схемой приемного тракта из описания А-7. Я ее несколько облагородил, заменив большинство рукописных названий машинописными:
Еще один комментарий к схемам приемников ВСЕХ радиостанций семейства А-7. Везде говорится, что приемники в А-7, А-7-А и А-7-Б супергетеродинного типа. В то же время и на А-7 (судя по рисункам из ее описания), и на ранних выпусках А-7-А есть ручка "Обратная связь":
Судя по схеме, это ручка переменного конденсатора С33:
Думаю, что и в тех радиостанциях семейства А-7, где ручка "Обратная связь" отсутствует (а это А-7-А поздних выпусков и все А-7-Б), обратная связь в детекторе тоже сохранена. Просто взамен переменного конденсатора выбрано какое-то фиксированное значение емкости.
Так вот, приемники радиостанций А-7, А-7-А и А-7-Б это не просто супергетеродины, а супергетеродины с регенеративным детектором. Такие радиоприемники у нас принято называть суперсверхрегенераторами. Но это так, ради уточнения терминов...
* * *
Чтобы не утомлять участников форума, я не хочу сейчас говорить об истории создания УКВ радиостанции А-7 с частотной модуляцией. Я уже почти написал этот материал на основе полного текста воспоминаний Г.Т. Шитикова и других документов, но получилось длинно и нудно, явно не для форумов. Вот в обзоре, который я хочу написать с учетом обсуждения этой темы и разместить на сайте Радиомузея РКК, можно будет найти все детали и все ссылки на документы.
На самом деле, помимо вопросов чисто технического свойства, которые я затронул выше, в истории разработки и производства радиостанций А-7, А-7-А и А-7-Б есть много интересных моментов, которые не освещались в публикациях прежних лет, и которые я сегодня мог бы изложить на основании имеющихся у нас документов.
Здесь лично для меня была интересна история о постановке А-7 на производство на заводе No.2 Наркомата обороны, который был создан по инициативе начальника ГУСКА (Главного управления связи Красной Армии) полковника И.Т. Пересыпкина на территории бывшего завода No.203 имени Орджоникидзе, эвакуированного в Сарапул, и о дальнейших мытарствах разработчиков А-7, когда их выгнали-таки с этого московского завода, и пришлось переносить производство в Ленинград на завод имени Козицкого...
Или взять вопрос о влиянии германских разработок 1933-1937 годов на результаты, полученные Шитиковым в 1939-м и 1940 годах в части создания высокостабильных генераторов плавного диапазона. Ведь без таких ГПД невозможно было бы внедрить на УКВ приемники супергетеродинного типа ни для АМ, ни для ЧМ радиостанций.
Шитиков уже в конце 1940-го успешно испытал УКВ радиостанцию А-4 с амплитудной модуляцией, имевшую супергетеродинный приемник, и к началу войны готов был передать в производство ее улучшенный вариант А-5.
Однако у немцев похожие по параметрам УКВ радиостанции начали выпускались на 3-4 года раньше. Взять хотя бы танковые приемники Ukw.E.c1 или Ukw.E.e (оба на диапазон 27...33 МГц, АМ). Так что вопрос о возможных заимствованиях технических решений отнюдь не кажется праздным...
Интересно, почему уже в сентябре 1941 года у начальника ГУСКА И.Т. Пересыпкина возникла идея о создании пехотных радиостанций с частотной модуляцией в диапазоне УКВ. Здесь немецкое влияние вряд ли могло иметь место, ведь немцы всю войну использовали для голосовой связи только АМ.
В то же время, американцы использовали для своих танковых войск и артиллерии 30-ваттные ЧМ радиостанции в диапазоне от 20 до 39 МГц. Были у них и пехотные УКВ ЧМ радиостанции мощностью до 2 Вт, работавшие в том же самом диапазоне, т.е. совместимые с танковыми и артиллерийскими средствами связи.
Но откуда эти "американские мотивы" в нашем ГУСКА образца осени 1941 года? Ведь до начала поставок американских радиостанций по ленд-лизу оставался почти год. Однако задание на разработку новой советской УКВ ЧМ радиостанции предусматривало диапазон частот (27...32 МГц), полностью совместимый с американским.
Если кто-то захочет обсудить и эти вопросы, буду только рад...