Радиоразведка Советской Армии в период Великой Отечественной

Основателя Национального Музея Радио (РФ). Автора книги "Красные уши" и вожделенной эпопеи "Красные голоса".

Радиоразведка Советской Армии в период Великой Отечественной

Сообщениеот Well » 21 янв 2021, 01:51

Важнейшая тема. По крайней мере - тема радиоразведки для меня. Время запрета, или срок давности истёк, так полагаю... Хотя ранее был немало удивлён заискиванием прохиндеев перед Кретовым и другими участниками нашего форума, абы насрать кое-кому. Не буду вспоминать злодейства, отмечу лишь одно: эти люди ничего не сделали, и уже не сделают в теме старого радио. Да и форумов тех уже нет. Но моральный облик прохиндеев останется. Как эта страница:
http://kievrus.com/pages/2021/4konf.html
с которой без зазрения совести, невзирая на запрет печатать на стороне - ПРИВОЖУ ДОКЛАД В.И. ШАПКИНА.
В его же блоге...

(В.И.Шапкин, Москва, Национальный Музей Радио)
Радиоразведка Советской Армии в период Великой Отечественной войны 1941-1944гг.

1.Организационная структура.

На 22 июня 1941 года радиоразведка была признана и являлась важным звеном в общей разведывательной деятельности по вероятному противнику. Её функциями были две составляющие. Первое – радиоперехват. Это слушание и анализ вражеских радиопередач. Вторая – радиопеленгация – определение местонахождения передатчика (радиостанции) с привязкой их технических параметров к возможному объекту управления (штабам). Кроме того, в период ВОВ было сформировано несколько отдельных дивизионов (130, 131, 132) специального назначения «Спецназ» для создания радиопомех. Последние использовались с февраля 1943 года. В связи с их технической и оперативной неэффективностью они были сведены в отдельный 226-й радиодивизион, который с июля 1944 года штатно существовал только на 2-м Прибалтийском фронте (вагонные радиостанции «Пчела» с мощностью до 20 кВт) до конца ВОВ.

В СССР военная радиоразведка разделялась на две организационные структуры по Наркоматам – НКО и НКВМФ. В сухопутных войсках радиоразведка входила в Главное Разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ ГШ) в качестве самостоятельного отдела радиосвязи и радиоразведки. Им руководили полковники И.Н.Артемьев и В.М.Рябов (оба в последующем генерал-майоры). С сентября 1942 года отдел был разделён, из него выделен самостоятельный 7-й отдел радиоразведки ГРУ ГШ с начальником полковником Ф.П.Малышевым, а с 1943 г. и до конца войны им руководил полковник А.А.Тюменев. В его задачи входила вся радиоразведка от стратегического звена (полк, бригада Ставки Верховного Главнокомандования) до фронтового звена - радиодивизионы тактической радиоразведки.

К июлю 1941 года в РККА радиоразведку вели семнадцать радиодивизионов (уровень отдельных батальонов, командир подполковник) и четыре отдельные радиостанции особого назначения (ОСНАЗ). В том числе на Северном фронте четыре дивизиона (345, 398,472, 623) и 41-я отдельная радиостанция ОСНАЗ, на Северо-Западном фронте два дивизиона (339 и 541), на Западном фронте три дивизиона (347,474,480) и 151-я отдельная радиостанция ОСНАЗ, на Юго-Западном фронте три дивизиона (313, 394, 561) и 153-я отдельная радиостанция ОСНАЗ, на Южном фронте два дивизиона (370, 469), на Закавказском фронте три дивизиона (442, 508, 513) и 42-я отдельная радиостанция ОСНАЗ. По подчинению в начале ВОВ они были армейскими, затем фронтовыми и передавались армиям в случае общевойсковых операций фронтов, сохраняя фронтовой статус.

К концу ВОВ вся радиоразведка делилась на два типа, Фронтовая и Стратегическая. Фронтовая радиоразведка на Западном театре насчитывала двадцать отдельных радиодивизионов ОСНАЗ, на Дальневосточном театре 10 отдельных радиодивизионов ОСНАЗ. Стратегическую радиоразведку на Западном театре представлял 1-ый отдельный радиополк ОСНАЗ Главного командования Красной Армии в составе трёх радиодивизионов (1, 2, 3) ОСНАЗ. При этом 1-й (стационарный, тяжёлого типа) предназначался для радиоразведки ВВС, 2-й (стационарный, тяжёлого типа) для радиоразведки верховного командования немецко-фашистской армии ОКВ, сухопутного ОКХ и войск на центральном направлении, 3-й (маневренный) для оперативно-тактической радиоразведки на главном направлении текущего хода военных операций. В стратегическую радиоразведку входила также 1-я отдельная радиобригада ОСНАЗ Ставки Верховного Главнокомандования в составе 6-ти отдельных радиодивизионов (91, 92, 93, 94, 95, 97). На Дальневосточном театре стратегическая радиоразведка представлена 2-ым отдельным радиополком ОСНАЗ Главного командования Красной Армии. В него входило три радиодивизиона (1, 2, 3). Были сформированы запасные учебные части. Это 1-й отдельный запасной радиодивизион в г.Чита, 3-й отдельный запасной радиодивизион (с апреля 1942г. 25-й отдельный запасной радиополк ОСНАЗ) в г.Горький – в нём преимущественно готовились радисты женщины. В целом организация радиоразведки в ВОВ отвечала всем предъявляемым ей требованиям.

2. Оперативно-тактические характеристики радиоразведки.

Следует заметить, что применение радиосвязи в сухопутных войсках вермахта, в отличие от авиации и флота, где она была основной, было ограниченным по сравнению с проводной связью. Наиболее интенсивно радио использовалось в подвижных танковых и механизированных соединениях. Связь Главных командований с группировками войск по направлениям осуществлялась и исключительно по защищённым кабельным линиям связи и появившимся радиорелейным линиям. Перехват сообщений по ним не осуществлялся даже не потому, что не было соответствующей УКВ техники, а в ГРУ ГШ РККА не знали и не подозревали о наличии таковой у противника. Радиосвязь в немецко-фашистских сухопутных войсках применялась с армейского уровня, широко в корпусах и дивизиях и менее в передовых частях – полках и батальонах. В основном это была радиосвязь с подвижными объектами и при артиллерийской наводке. Остальная связь была также проводной.

Как правило, на фронте разворачивались два, реже три радиодивизиона. Первоначально каждому радиодивизиону отводилась полоса прослушивания до 400 км. Практика показала, что подобная полоса была очень широкой, перехват и пеленгация, например, дивизионных радиосетей противника мог реально осуществляться в радиусе 50-70 км. Радиоперехват полковых сетей был возможен в пределах 20-30 км, а батальонных в радиусе всего 5-10 км. Соответственно, со снижением мощностей применяемых радиостанций. В группах армий противника используемые мощности передатчиков составляли единичные киловатты, в армейском звене сотни ватт, в дивизионном десятки, а в полковых и ниже сетях она составляла 5 – 10 Wт. Поэтому для каждого радиодивизиона максимальная полоса нарезалась не более, чем в 70-100 км линии фронта, исходя из интересов фронтового командования. В каждом радиодивизионе для решения тактических задач создавались подвижные маневренные группы из трёх-пяти человек с соответствующей переносной аппаратурой общевойскового назначения, и с начала 1944 г. специальными радиоприёмниками с примитивными рамочными пеленгаторными антеннами (слежечные приёмники «Вираж», пеленгаторы «Штопор»). В некоторых случаях такие группы засылались в тыл противника, на глубину до 7-10 км. Причём, эти группы снабжались и портативными техническими устройствами для прослушивания телефонных сообщений (аппараты типа СП-3, СП-5, СП-44 – разработаны в НИИС, серийно выпускались заводом №1 Наркомместпрома Азербайджана в Баку).

Частотный диапазон прослушки и пеленгации занимал длинные, средние и короткие волны. С конца 1941 года стал прослушиваться УКВ диапазон с помощью трофейной аппаратуры. УКВ диапазон широко использовался в танковых частях и люфтваффе. Прослушку на УКВ диапазоне удалось более или менее удовлетворительно поставить только с середины 1943 года, и то на выборочных участках – своей УКВ техники прослушивания до конца ВОВ так и не было создано – имелись в разработке отдельные типы «Север-У»), но их серийное производство не было налажено. Помимо трофейной техники, применялись всякие УКВ самоделки, изготовленные инженерами радиодивизионов на местах.

23 июля 1942 года 41-я отдельная радиостанция Ленинградского фронта впервые обнаружила работу многоканальных систем радиосвязи противника. Анализ в НИИС (Научно-исследовательский институт связи) показал, что это была десятиканальная немецкая система коротковолновой магистральной связи. Но что это и как функционирует технически во время ВОВ раскрыто не было: эта аппаратура осталась незнакомой, поэтому перехватывать многоканальную информацию советская радиоразведка не могла.

Полученная информация первично анализировалась в радиодивизионе офицерами информационно-аналитического отделения. Затем она оперативно передавалась в разведотделы штабов войск. При этом использовались проводные и общевойсковые средства радиосвязи, начиная с примитивных маломощных радиостанций «Север», «Прима», «РБМ», другие. В конце войны стало возможным использование групп прослушки и пеленгации прямо на КП дивизий и армий.

3. Техническое обеспечение радиоразведки.

Вопросами технического обеспечения радиоразведки занималось 3-е техническое отделение 7-го отдела ГРУ ГШ, реорганизованного в июне 1943 года в самостоятельный 9-й отдел ГРУ. Его начальником во время ВОВ был полковник Н.И.Белобров. Ему подчинялся склад спецтехники ГРУ №547 в Москве и склад №295 в Александрове (сохранившийся до сих пор). Кроме того, при 9-м отделе ГРУ была создана экспериментальная ремонтная мастерская до 90 единиц техники в квартал.

Радиоразведывательная аппаратура накануне войны была представлена приёмослежечными радиостанциями и радиопеленгаторными ДВ, СВ и КВ диапазонов. Промежуточной аппаратуры практически не было, поскольку основными видами слежения и пеленгации были ручной телеграф с азбукой Морзе и двухполосный радиотелефон. Оконечными устройствами, кроме телефонов, единичными были ондуляторы и фототелеграфные аппараты. В качестве аппаратов записи использовались «шоринофоны» со звукозаписью на киноплёнке (их на 1 марта 1940 года было всего 16 единиц) и, частично, на бумажной ленте (эти «бумагофоны» выпускал Коломенский завод на базе бытового лицензионного американского радиоприёмника 6Н1). Никаких магнитофонов в службе радиоразведки не было – они впервые (американские) использовались сыном Л.П.Берии радиоинженером Серго Берия при скрытной записи переговоров участников на Ялтинской конференции 1945 года.

Основными специализированными на вооружении радиодивизионов были радиоприёмники коротковолновые 45пк1, укомплектованность ими на март 1941 года составляла 87%, длинно- и средневолновые 45пс1, соответственно 92%. Это были супергетеродинные приёмники разработки середины 30-х годов, выполненные на схемной и конструктивной основе американского связного РПУ «HRO» фирмы «National». Это РПУ широко использовалось в мире в качестве стандартного радиоприёмника на узлах связи, и во время ВОВ поставлялось в СССР по ленд-лизу. Его копия была воспроизведена даже в фашистской Германии. Приёмник был очень неудобен тем, что перекрытие диапазонов осуществлялось сменными блоками, для целей радиоразведки это было плохо. Эти же приёмники с небольшой модернизацией для подключения к рамочным антеннам применялись как пеленгаторные, получившие соответственно коротковолновые индексы 55пк3 и длинно- и средневолновые 51па1а. Укомплектованность ими составляла 79% и 93% соответственно. Эксплуатационно они обеспечивали чувствительность порядка 6-10 мкВ, а пеленгационная ошибка была порядка 2-3%. Они выпускались в Ленинграде на заводе им.Казицкого. Вся эта аппаратура уже к концу 1941 года была практически потеряна.

До начала ВОВ радиоиндустрия СССР была представлена тремя различными ведомствами – наиболее мощное и выполнявшее военные заказы Главное управление слаботочной (радио) промышленности НКЭП – это Ленинград, Москва, Горький, Харьков, затем НКС – Александров, Воронеж, Тула, и различные предприятия местной промышленности – радиозаводы в Киеве, Одессе, Минске. Радиопроизводители в присоединённых к СССР прибалтийских государствах до ВОВ выпускали радиоприёмники местной разработки. Специализированную аппаратуру для радиоразведки выпускали в Ленинграде, Харькове и Александрове. Завод им. Казицкого из Ленинграда был эвакуирован в Омск, Московский ЗиО в Сарапул, Харьковский №193 в Касли Челябинской обл., Александровский радиозавод в Петропавловск КазССР. Воронежский завод в Новосибирск, остальные предприятия и НИИ частично в Свердловск, Барнаул, Кемерово, Красноярск, Ташкент.

Уже в тылу, после эвакуации заводов была проведена модернизация длинно- и средневолнового пеленгатора 51па1а в 51па42, коротковолнового 55пк3 в 55пк41. Их выпуск был единичным и прекращён в начале 1943 года. Приёмники выпускались в Касли, пеленгаторные антенны в Петропавловске (завод № 641).

Незадолго до ВОВ, в 1940 году, на Харьковском радиозаводе №193 был освоен в серийном выпуске американский радиоприёмник Нью-Йоркской фирмы Hammarlund «Super Pro» модели 1939 года. По тому времени это был первоклассный связной профессиональный широкодиапазонный радиоприёмник, он (модель 1941 года) выпускался в США по военному ордеру-заказу фирмой «Philco» в Филадельфии и поставлялся в СССР по ленд-лизу (военное кодовое наименование варианта ВС-1004). По всей видимости, выпуск этого аппарата в Харькове был не лицензионным – сведений о закупке лицензии на его производство нами не обнаружено (как, например, гражданских РПУ типа СВД, 6Н1, 9Н4). Сначала был выпущен фирменный вариант на американских металлических лампах с питанием от сети. Он получил наименование «Чайка». Его использовали на узлах связи НКО и НКВМФ. Затем, в целях радиоразведки и радиопеленгации (в Харькове!) был на его основе выпущен переработанный вариант на новых к тому времени электронных лампах малогабаритной серии «малгабы», разработанных специально для военно-полевых радиостанций и радиоприёмников. Он получил наименование «КВ». Его длинно- и средневолновый вариант получил наименование «СВ».

Доработка этих РПУ была произведена уже на эвакуированном заводе №193 в Каслях. Новый слежечный (и пеленгаторный с встроенным приёмоиндикатором) приёмник имел плавно перестраиваемый диапазон, высокую чувствительность – 3-5 мкВ. Под слежечным наименованием «КВ» и «СВ» он стал поступать в войска с сентября 1943 года, а пеленгаторным (с гониометрической антенной) коротковолновым под шифром ПКВ-43 (наименование в разработке 55пк42), длинно- и средневолновый ПСВ-43 (в разработке 51па42) он с января 1944 года поступил в радиодивизионы ОСНАЗ и, обеспечивая пеленгационную ошибку не более 1,5 градуса, заслужил очень высокое уважение. В комплектации ПКВ-43 гониометрами участвовал Петропавловский радиозавод (№641).

К специальным слежечным РПУ радиоразведки относился новый радиоприёмник «Вираж». Он был разработан по заданию Разведывательного Управления ГШ в интересах ближней радиоразведки для маневренных групп радиодивизионов. Приёмник был малогабаритным, переносным, имел диапазон 150 кГц – 10 мГц, то есть охватывал все радиочастоты передатчиков противника, за исключением диапазона УКВ. Приёмник разработан и выпускался на Петропавловском радиозаводе №641. Элементная база выполнена на «малгабах», по схеме супергетеродина. Чувствительность порядка 3-8 мкв. В 1944 году он был модернизирован («Вираж-44»). Диапазон расширен до 15мГц, чувствительность повышена до 0,5-1,5 мкВ. На базе РПУ «Вираж» был разработан полевой пеленгатор «Штопор», он выпускался также в Петропавловске.

На стационарных стратегических узлах радиоразведки в качестве слежечных использовались американские ленд-лизовские связные приёмники типа AR-88 и ВС-1004. Для передачи информации и связи использовалась также американская связная аппаратура – радиостанции типа SCR-284-A, SCR-299-C, SCR-399-A,V-100A, другие. Достаточно широко использовалась трофейная радиотехника, а в диапазоне УКВ она была единственной. Особенно почитаемыми были германские УКВ радиоприёмники фирмы «Lorenz», Lorenz ukw Ec 1/24b, Lorenz ukw Ea2. И, конечно, советские общевойсковые приёмники и радиостанции – универсальный приёмник «УС», радиостанция «РАФ-КВ». Начиная с 1944 года, радиоразведка РККА в техническом обеспечении стала вполне отвечать своему времени.

В целом служба радиоразведки ГРУ ГШ во время ВОВ выполнила свою боевую задачу. Например, в Приказе Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина от 3-го мая 1945 года по 2-му Белорусскому фронту, участвующему во взятии Берлина, назван 92 радиодивизион 1-й отдельной радиобригады ОСНАЗ под руководством подполковника М.И.Юркова. Дивизиону было присвоено почётное наименование «Штеттинский».

При подготовке статьи использованы архивные материалы из библиотеки НМР, образцы слежечных и пеленгаторных радиоприёмников и радиостанций из коллекционного фонда музея.

Разрешено автором статью публиковать и исключительно в материалах 4-й научно-практической конференции Музея Радио В.Г.Вотинова (Украина, Черкассы). Отдельное размещение статьи в сети вне материалов конференции запрещается.


« Последнее редактирование: Вчера в 22:16:07 от UR6CW »
____________________________
Прим. админа Радио Фронт.
Страница http://kievrus.com/pages/2021/4konf.html скопирована с оригинала сайта в доменной зоне UA, вместе с текстом приведён без изменений и в полном соответствии с правовыми нормами Украины.
Аватара пользователя
Well
 
Сообщения: 13592
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Приоритет: История радио.
Позывной: "Россия" (1977-1980)

Re: Радиоразведка Советской Армии в период Великой Отечестве

Сообщениеот Well » 28 янв 2021, 13:42

Well писал(а):Радиоразведывательная аппаратура накануне войны была представлена приёмослежечными радиостанциями и радиопеленгаторными ДВ, СВ и КВ диапазонов. Промежуточной аппаратуры практически не было, поскольку основными видами слежения и пеленгации были ручной телеграф с азбукой Морзе и двухполосный радиотелефон.


Никто так и не удосужился справиться о Шапкине. Трубку не берёт, на письма ни он, ни Гурьянов не отвечает. Далёк от мысли,что Ильич свою миссию по истори радио выполнил и хуй забил. Но эту тему однозначно - читают.

Сам доклад чрезвычайно интересный. Исклюсительно - сведениями о структуре и подразделениях. Что говорит о том, что в НМР действительно, попали архивы. Но сами архивы, по мнению Ильича, необходимо разбавить некоей "водичкой". Благо - в Черкассах оно никому не в масть. Черкассам надо было привлечь кам можно понту. Типа "звёздного" доклада упомянутого сегодня Андрея Зуева. "Секретному докладу". Знали, сучата, что ВеЛЛ въебёТТ.

Шапкин, в отличие и прохиндеев и разных мастей шакалов - ГЛЫБА. Мужик, воин, творец. А потому ему стоит великодушно и низкоколеннопреклонно простить процитированную "водичку". Которая ну никак не соответствует ни определениям, ни сути. Как радио, так и радиоразведки.
Аватара пользователя
Well
 
Сообщения: 13592
Зарегистрирован: 22 июл 2009, 15:22
Приоритет: История радио.
Позывной: "Россия" (1977-1980)


Вернуться в Радиоисторический фонд Владимира Шапкина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 122

cron