Шапкин В.И.
Председатель Совета Директоров
Национальный Музей Радио
О национальных радиотехнических школах.
Базовое определение.
Национальная радиотехническая школа есть научный, опытно-экспериментальный и конструкторско технологический уровень национальной радиотехники, явившийся предметом подражания и заимствования в других странах в определённый временной этап.
Впервые в историко радиотехническом смысле представление о радиотехнических школах появилось в нашей работе «Красные Уши». Но в этой работе не было дано точного концептуального определения, что это такое – радиотехническая школа. «Школьная» неопределённость послужила предметом ряда спекулятивных измышлений и персевераций на эту тему.
Например, в различных форумных обсуждениях давалась то расширенная трактовка этого представления, то есть утверждения о независимом мировом радиотехническом развитии вообще, с игнорированием национального уровня развития науки и техники, либо придание уровня национальной радиотехники тем странам, которые в реальности не могли иметь каких-либо собственных национальных школ. Например, придание таковых странам Балтии, либо одной из них (Латвии, например), чего не могло иметь место в принципе.
Рассмотрим это применительно к ламповому периоду радиотехники, то есть с 1915 и по 1970 гг. Последняя дата выбрана неслучайно, ибо к этому периоду стало ясно, что концептуально по способу преобразования носителя информации электронные лампы (примитивно объёмно-вакуумное «горячее» преобразование) сменилось на «холодное» – плоское площадное электронно полупроводниковое. Это радикально изменило схемно-конструкторскую основу радиотехники – теперь уже радиоэлектроники.
В практическом варианте 1915 год есть дата начала широкого применения электронных ламп в военно-полевой радиотехнике. Лидерами в этой области с незначительными расхождениями во времени явились Великобритания, Германия, Франция и несколько позднее США. Во всех этих странах имелся достаточный уровень развития радиотехнической науки, экспериментальных исследований, промышленных технологий. И, бесспорно, интеллектуальные достижения, дополнявшие друг друга. Иначе, до 1915 года имел место общемировой, межнациональный этап развития. Радио.
Первая мировая война оказала значительное влияние на национальные научные и технологические школы. На первое место вышли США, Великобритания, несколько отставала Германия и задержалась в развитии Франция. К началу Второй мировой войны научно технологические школы по Радио имели место в США, Великобритании, Германии. Французская радиотехника к началу второй мировой войны потеряла именование национальной школы в первую очередь за счёт значительного ухудшения в сфере теоретических разработок и недостаточного общего технологического уровня производства, ставших экономически значительно более затратными. Поэтому в мире остались три радиотехнические школы. Но если говорить о художественном дизайне бытовой радиоаппаратуры, то здесь наоборот, Франция занимала лидирующие позиции наряду с Германией. В этом аспекте США и Великобритания подтягивались за ними.
После второй войны бесспорным лидером в мире стали США. За ними была Великобритания. Только две эти державы имели самостоятельные радиотехнические школы. Германия и Франция по итогам второй мировой войны утеряли своё национальное школьное значение. При появлении полупроводниковой технологии национальными лидерами с 1970 года стали США и Япония. Все остальные страны занимали своё частное место и влились в общемировую радиоэлектронную науку и технологию. Которая хоть и противопоставлялась лидерам, но уже не имела национальных черт. Поэтому и не могла быть национальной школой по определению. Радиоэлектронное развитие в первую очередь Китая и сопредельных ему азиатско-тихоокеанских стран является частью общемирового развития электроники (приставка радио уже ушла в историю!). Япония потеряла значение национальной школы больше благодаря Китаю, чем национально от себя.
Достичь Китаю электронного лидера США при нынешнем поступательном развитии вероятно возможно не ранее 2050 года. Наука развивается совсем не так быстро, как экономика. И это не самый быстрый прогноз. Лидер мировой науки до 1917 года Великобритания развивала её 300 лет, от Ньютона до Крукса и Э.Резерфорда. США с 1917 года пятьдесят лет, от Гиббса до интегральных микросхем (авторство общенациональное). Но Китай на половине научного творческого пути. А далее? Если дадут возможность расцвести всем цветам, как это советовал ныне покойный Председатель Мао Дзэ Дун?
Никогда СССР не имел самостоятельной национальной радиотехнической школы. Вся радиотехника в нём была своеобразным использованием зарубежных технологий. Но, и это очевидно, со своеобразными дополнениями и усовершенствованиями. Общим для неё являлся облигантный латентный период в среднем в 5 лет. И если сравнивать разработки в СССР с пятилетним сроком назад, то эти образцы для ставших современниками прошлых западных изделий были в ряде случаев и по лучше. Но, господа хронологи, время скалярно неумолимо и невозвратимо в прошлое!
А что легендарная культурная Прибалтика, точнее Балтия? Какое там самостоятельное Радио? С 1940 года, времени вхождения Красной Армии – кстати, военнослужащие там были на коммерческой основе, платили за питание, жильё и пр. частным лицам –почитайте ваших же учёных авторов. Все радио предприятия стран Балтии были с иностранным капиталом и, следовательно, контролируемые извне. Часть была с капиталом западных радиотехнических фирм Германии, Австрии (Латвия), Польши (Литва) и др. Изделия (сборочные с использованием западных комплектующих) были не самыми передовыми, но по сравнению с таковыми в СССР не отсталыми, а достаточно современными.
Конечно, они электрически схемно уступали нашим американцам типа 9Н4, 6Н1. Но никоим образом не уступали качественно. Всё-таки технологическая культура была на предприятиях очень даже неплохая. Дисциплина на них была по капиталистически жёсткая, да и народ Балтии, получив хорошую германскую школу поведения и общественных отношений в течении не одной сотни лет, был не таков, как, предположим в Нижегородском радио у поручика Бонч-Бруевича, ставшего радиопрофессором (тов Бартенёв, это не про вас - про ваши рассказы о том времени будет мнение отдельным постом позже) и в Тульском само варёным радио с его «некультурными» динамиками.
И это общее. Но никакой самостоятельной радиотехники в Балтии быть и не могло. В Эстонии и Литве не было ни одного инженера с радиотехническим образованием. В Латвии на ВЭФе были инженеры с «электрическим» образованием из Германии. В количестве не более трёх. Ну какая там радиотехническая школа, прости Господи за нескромный вопрос? Товарищ В.Миргородский. Это я к вам обращаюсь, а не к уважаемым мною за общую культуру поведения латышским любителям радио. А в СССР в то время радиоинженеров выпускали сотнями, если не тысячами. И среди них были Антон Савельев и Наум Гуревич! Вам что-то напоминают эти фамилии? Помогу – вспомните Р-250 и Р-672! А то вы всё Телефункен, да Лоренс с Блаупунктом! Вот там то, в Германии и была национальная радиошкола.
При всяких интересных обсуждениях следует начинать с концептуальных базовых определений. Иначе получается банальный трёп. Например. В своей работе «Радио, открытие и изобретение» я неслучайно начал с концептуального определения Радио. Этим я в корне пресёк всевозможный спекулятивный базар. И всем (не мне!) стало ясненько и оченно хорошо. Некоторым плохо и очень. А то может получиться по персонажу А.П.Чехова, ставшим хрестоматийным – кто и когда писал не знаю, а я дурак читаю!
Но Валеру Миргородского вы все зря поносите:про его подсчёты зубьев шестерён и прочая. Великий Антон Савельев читал об этом спецкурс в Академии связи им. Будённого. Он назывался «Радиоприёмники. Элементы настройки.» Там про эти шестерни с расчётами рассказано очень красиво!