Реальная история из моей практики. Имена настоящие. В теле форума - болванка.
Лето 2007 года. Сводят с человеком, у которого якобы есть приемник 1923 года. Встречаемся в его невзрачном офисе, состоящем из одной комнаты в здании теплоэнерго. Знакомимся: директор одного из многочисленных на постсоветских просторах ООО - Станислав Викторович. Проще - Станислав.
Представительный, средних лет мужчина. Таких по одному галстуку за версту отличишь: где технарь, а где гуманитарий. Галстук Станислава завязан туго, словно гаечным ключом... Старый, со следами пятен костюм, впалый живот и интеллигентно тонкую шею венчают умные голубые глаза. Ни офис, ни внешний вид этого человека не подходят под образ бизнесмена с узлом галстука на животе и уверенно-сытым взглядом.
Хозяин достает из-под вороха бумаг ободранный, но с виду целый... ПЛ-2. Верчу в руках. Нет междулампового трансформатора, шильда, а там может еще чего нет. Зато - аппарат с родными наушниками. Плюс, и это счастье, хозяин торжественно обещает привезти из пригорода родные лампы. Эх, думаю, не вторая будет у меня Радиолина, но зато с лампами и наушниками!
Две "Микро"! Кто ж устоит от соблазна взять, не торгуясь! Договариваемся о цене, но ставлю условие: только с лампами. Расстаемся. Станислав обещает, что как привезет лампы - сразу позвонит.
Осень 2007 года. Звоню: куда пропал? Отвечает, дескать некогда ехать за лампами в пригород, да и с бизнесом у него проблемы...
Зима 2007-2008...Опять звоню. Чувствую, мужику нужны деньги... Не много денег - за офис заплатить. Говорю: какие проблемы? Поехали за лампами, и будут тебе деньги... Не хватит - подкину еще. В долг. Станислав обещает позвонить, когда сможет поехать. Еще говорит, что есть в его деревне у деда редчайший довоенный радиоприемник СВД-1 (клянется, что своими глазами видел) и послевоенный телевизор Рембрандт. От неожиданности приседаю... Обещаю за СВД-1 много денег, и если они ему нужны - советую не оттягивать с поездкой. Жду.
Ранняя весна 2008 года. Звоню инициатитвно, приглашаю в гости. Забираю Станислава у метро, везу на свою базу. Угощаю, показываю раритеты. Но... главный вопрос: когда едем в деревню? - повис в воздухе...
Средняя весна 2008 года. Наконец, выбрались... По дороге Станислав достает стогривенную бумажку и говорит: "За бензин плачу..!" Отвечаю: не суетись, это не твои проблемы... Но потом призадумался. Оказалось, перед выездом из города его надо изрядно повозить по разным переулкам центральной части. И сидеть ждать, пока директор неизвестного мне ООО решит какие-то важные коммерческие задачи...
У него, конечно, есть машина. Москвич, из старых моделей АЗЛК. Но тачка на приколе. Невольно ухмыляюсь: ладно, ублажу мужика. Ведь лампы... Эх, лампуськи "Микро"! Вы и не того стоите! Да я ж за вами, родными, на край света помчусь, всю ораву Станислава Викторовича готов до утра катать да пивом поить. Ради вас, мои вожделенные Микро...
Но все это, господа - прелюдия. Если интересно - поехали читать дальше.
- Поехали..! Станислав чинно выходит из очередного офиса в окружении двух провожающих... Демонстративно садится, стараясь хлопнуть дверью и еще раз командуя не столько мне, сколько своим знакомым: "Поехали!"
По дороге немного стих, перевел дух и рассказал историю аппарата. Оказывается, корни Станислава в этом самом селе. Здесь после революции его дед был старостой. И на всю округу только в их семье был приемник... Именно этот ПЛ-2. Станислав отчетливо помнит сарай и дерево, между которыми была натянута антенна. Попутно спрашиваю про голодомор и прочее... К счастью, в их селе все были живы и здоровы, ибо село то вовсе и не село, а поселок городского типа с известным не только в СССР, но и в мире предприятием полународного-полупромышленного творчества.
...Подъезжаем к панельной девятиэтажке. Заходим в квартиру. Упираемся в голодного кота и едкий, до рези в глазах - запах его мочи... Располагаемся. Станислав с любовью демонстрирует семейные реликвии. Среди них аккуратные настольные часы двадцатых годов, медали отца-фронтовика, пара каких-то невзрачных приемников. После реликвий показывает уже не помню какие мелочи, книги, справочник Левитина КОИЗовский. Проникаюсь, верю, готов всплакнуть, но мягко напоминаю:"Видать и лампы - свидетельницы той эпохи... Кстати, где же они?"
- Ах, лампы! Да-да, сейчас поищу...
Странно как-то ищет. Как бы зная, что их нет. Я еще раз настаиваю, а заодно прошу вспомнить о второй цели нашего визита Эта цель - СВД-1. Ведь полдня по городу прокатали, да и дедушку-владельца не предупредили, что приедем смотреть его раритет. Услышав про СВД, Станислав сильно замялся. После чего я интуитивно догадался: никакого СВД-1 в поселке нет. Скорее, ему нужен был дополнительный предлог покатать его по городу...
- Но лампы то где, где лампы? - спрашиваю. Для уверенности достаю из папки доллары. Говорю: бери сразу, давай лампы и поехали в твой офис за приемником...
В квартире ламп не оказалось. Станислав предлагает забрать какие-то шасси, корпуса, но мне не до них. Мысль работает в одном направлении: лампы, лампы. "Микро" микро, МДС... Ведь не может быть, что их у него нет. Ведь совершенно правдоподобно Станислав их описал: блестящие цоколи, импозантные хохолки, загадочно зеркальное нутро, и все это - аккуратно завернуто в газетку. Потом, я же своими глазами видел приемник. В нем отсутствовали именно эти лампы! Приемник с наушниками. Прекрасными старинными наушниками!
- Может в сарае или гараже они лежат?, - бормочу себе под нос...
- О, точно, сейчас поищем в гараже!
Направляемся в гараж. Голодный кот орет, неистово заглядывая нам в глаза. Увы, колбасы ему не купили.
Продолжение следует