Пытаюсь дозвониться в Псков. Пока не берут трубку. Кто знает подробности?
Не верить Артюнину трудно. Как и поверить в то, что это вот случилось… Поэтому вот пишу... ПОминая...
Он пришёл к нам, едва освоив компьютер. И сразу же заявил о себе безупречной грамотностью, выверенным стилем изложения, завидной даже для литератора художественной образностью и богатым техническим опытом. Его авторский раздел был первым на нашем форуме. Этот раздел и доныне - словно наше знамя и наш высокий штандарт. Как память о чудесной эпохе общего увлечения старым радио.
Кретов принадлежал к тому возрастному и мировоззренческому поколению, которое не могло лгать и юлить, пресмыкаться и необоснованно злословить. Он был безусловным авторитетом на нашем форуме, и за его пределами. Николай поистине любил радио в себе, а не себя в радио. Он выдержал нагрузку знаниями и серьезной коллекцией, но при этом всегда оставался мечтателем. Увы, обстоятельства оказались выше, и в течение всех этих лет, которые мы знаем Николая, мы не смогли ему помочь с приобретением заветного КУБ-4. Этот аппарат за все годы так и не всплыл: ни в продажах, ни в известных коллекциях. Он оказался более редким, нежели все изделия Борусевича-ЦРЛ-Казицого. И по мистике судьбы, оказался тем самым талисманом, который Кретов пронёс сквозь всю свою замечательную жизнь.
Мало кто из коллег знает, что Николай начал болеть не вчера, и не позавчера. Мы все видели и читали форумные темы и сообщения Кретова, как будто они написаны на одном дыхании, как будто ему все ему дается налегке. Многие, не зная лично, по-хорошему завидовали ему, а часть коллег, из неудачников и противоположностей Николаю – откровенно паясничала. Болел он долго и давно. Действительно, он всегда говорил, что продумывает, обозначает и пишет свои темы на одном дыхании. Так, чтобы не переписывать и не переосмысливать. Потому что силы тают. Мы молились за его здоровье. Каждый по-своему. Хотя и понимали, с что процесс вспять не повернуть. НО даже в самые трудные для него времена, Николай всегда отзывался и находил для нас время. Еще год назад он писал на форуме с помощью внука. Последнее сообщение Николая Александровича было незадолго до приостановки основного форума и перехода на новый домен, но он кажется, успел что-то написать и в ныне закрытом олдрадиоклубе. Дмаже если и не совсем по теме, но для сохранения памяти о Николае я намерен временно восстановить удалённый форум и извлечь оттуда его сообщения в контексте тем.
Николай Александрович вплоть до 2014-го года поддерживал идею создания печатного альманаха. Он жалел, что по здоровью уже не может принять активное авторское участие в проекте, но всегда был готов к общению и консультациям. С 2014-го реализация альманаха повисла в воздухе, но она жива, и все, о чем мы с Николаем говорили, может и должно быть реализовано. Пусть сейчас это очень трудно. В эпоху повсеместного угасания интереса к истории радио
Авторский раздел Николая Кретова состоит из одной страницы, но эта страница - от первой до последней темы - шедевр мысли и познания старого радио. Обозначить заголовки "Талисман длиною в жизнь» или «Приемники, которых не всем хватит" мог только глубоко разбирающийся в теме человек. Наверное, напиши он в пять, десять раз больше - его темы в чем-то бы повторились или приелись, но он написал их ровно столько, сколько он впитал в себя. По всем направлениям физики нашего жанра. Ни больше – ни меньше.
Кретов не создавал в себе кумира, и не строили гиперболы. Словно искусный ювелир, он оттачивал и встраивал в нашу тему жемчужины, о которые большинство спотыкалось или не замечало их вовсе. Это – в рамках своего раздела. Но мало кто задумывался, что Кретов большую часть общения провел за рамками своего авторского раздела. ОН был желанным и востребованным везде, где поднимались более-менее серьезные вопросы. Все мы ждали его, как великого мастера, надеялись на его утверждающие или опровергающие оценки и определения. И он всегда приходил, пусть и не сразу, но давал аргументированные оценки. На что не решались даже самые раскученные аксакалы форума. Когда я писал про УВЧ и преселекторы, УПЧ и ФСС, то всегда мысленно представлял реакцию Николая. Доверяясь его опыту и знаниям. Мне кажется, и Кретов это понимал. А я, в свою, очередь, понимал, почему Николай Александрович не изменил нашему форуму.
Уверен, что новое прочтение тем и постов Николая Кретова позволит вам убедиться в том, насколько этот человек был искренним поклонником, знатоком и ценителем истории великой эры радио. Благородным, неназойливым и мудрым учителем. Думаю и уверен, что в память о нем следует извлечь все технические сообщения Кретова и вывести отдельной темой.
Кретов был незаурядной личностью. Многие искали с ним связи, многие гордились случайным знакомством или телефонным разговором. При этом некоторые использовали сиюминутное к ним внимание со стороны всегда добродушного Николая, чтобы в последующем превратить это сиюминутное знакомство в некий китч, в не совсем осознанную и опосредованную принадлежность к легендарному свидетелю великой эпохи радио. НО большинство коллег Николая Кретова просто уважало. Заочно, по публикациям и по избирательности в теме старого радио.
Поэтому, друзья, от имени нашего форума, от его духа и буквы, благодарю тех, кто вместо голословных утверждений на помойках о "дружбе" с Николаем Александровичем Кретовым, о "общении" и "обмене файлам» с ним - просто позвонит в Псков и выразит человеческие соболезнования родным и близким. Пусть и с опозданием почти на сорок дней, которые если верить Артюнину, будут 23 сентября.