Всякий приемник имеющий плавную настройку, должен иметь визирное вспомогательное устройство, при помощи которого можно зафиксировать интересующую вас точку, частоту или длину волны, чтобы вернуться к ней при желании с достаточной степенью точности. Такое устройство принято называть шкалой.
В первых бытовых приемниках доминировали два типа шкал, 100 или 180 делений наносились на лимб или дугообразную шкалу и при вращении ручки можно было делать отсчет.
По мере усложнения приемников в начале 30-х годов одиночные КПЕ
стали «сбиваться» в блоки от двух до четырех. Громоздкие имеющие в средней части барабан, выполнявший роль шкалы и привода верньера, чаще зубчатого, реже муфтой. Освещалось такое крошечное окошечко лампочкой в 2,5 вольта. Шкала обычно имела 100 условных делений, на наиболее просторных барабанах уже обозначались названия станций.
Добавлено спустя 4 минуты 23 секунды:
Это был период барабанно-шкальной монополии.
Во второй половине 30-х положение стало резко меняться: Т-35, Т-37, ЦРЛ-10, СВД-1, 9-Н-4, 6-Н-1. Изменился не только формат, но и дизайн шкал.
Красивая шкала, как красивое лицо женщины обладает некой магнитической, притягательной силой. Осознавая это, дизайнеры вносили в нее элементы декора. Я бы даже сказал – макияжа.
К началу войны яркий романтизм шкал стал уступать место целесообразному прагматизму. В это же время, в появившихся горизонтальных конструкциях архитектурного стиля , шкалы были, как правило, вертикальные. Однако после войны развитие получили более прогрессивные – горизонтальные шкалы.
Настоящий триумф народа-победителя был выражен в фейерверке салюта в одноименном приемнике.
Настоящим украшением приемников были круглые шкалы ВЭФа.
Добавлено спустя 2 минуты 25 секунд:
Еще отмечу шкалу приемника Таллин Б-2. Для высоко раположенных глаз на срезе верхней панели корпуса. Сделанного еще с буржуазным старанием, без социалистической спешки.
Интересными были шкалы «визирного лучика» Латвия-137, Б-50 и Чайка(первый вариант), но видимо из-за сложности устройства развития не получили.
Экономя место, в Даугаве и ее близнецах Исеть, Иртыш, Аврора, ЭПУ «спрятали» за откидывающейся шкалой, что привело, из-за сложности доступа к массовой порчи электромагнитных головок. Приходилось в 60-е годы десятками врезать в замен ГЗК-56, уродуя тонарм.
Самое примитивное «визирное устройсто» было в детекторных Комсомольцах.
Заслуживают внимания шкалы выполненные из полосок подсвеченных поочередно в зависимости от включенного диапазона. Лучше всех она, на мой взгляд, удалась в приемнике Восток-49.
Неплохо в семействе приемников Нева. А вот в Мире, претендующим на лидерство, дешевизна пластмассы режет глаз. К тому же узость планок не позволила разместить название станций, что не красило первоклассник того времени.
Своеобразна шкала в приемнике Рига-10. Разместив в небольшом корпусе столь огромный динамик нечего было и думать о горизонтальной шкале, а в результате аппарат имеет индивидуальный, запоминающийся образ.
Со средины 50-х годов шкалы «вытянулись» почти на всю длину приемника, пропустив через себя оси ручек, что упростило ремонт, ибо не требовало снятия их при выемке шасси из корпуса. Хорошим примером может служить приемник Фестиваль.
Разумеется я здесь Вам ничего нового не сообщил, попытался лишь систематизировать известное. Если считать что шкала – лицо приемника, то познакомьте нас с лицами Ваших лучших друзей.
Это могут быть также гости из-за границы, или более строгие лица в армейских мундирах. Нам интересно знать АНТРАДИО в лицо.