Нужно ли говорить с каким нетерпением ожидала общественность в электрофицированных местностях появление приемника с полным питанием от сети. И вот он, долгожданный, наш первопроходец, наш "Пионер" наконец появился - Экранированный Четырех ламповый Сетевой, избавив слушателей от необходимости запасаться батареями питания.
И если анодные цепи ПЛ-ов и БЧ можно было питать от выпрямителей ЛВ, то с накалом продолжалась батарейная возня.
Наблюдательный читатель и счастливый обладатель приемника заметил, что при выпуске ЭЧС-2 именовался ЭЧС, о чем указывает инструкция по пользованию и гранд шильдик экран - привилегия не каждого сохранившегося экземпляра.
С цифрами ЭЧС-ов на начальном этапе выпуска произошла некоторая путаница. Обратимся к прессе прошлого. РФ №2 за 1932 год, сам Геништа - отец ЭЧС-а пишет.
Позже Шамшур и серьезная редколлегия в книге "Первые годы Советской радиотехники и радиолюбительства" в 1954 году.
Здесь "правда" три неточности. Изображена первая, а не вторая модель ЭЧС-а и ТО-76 не торированная оксидная, а трансляционная оксидная. О третьей неточности позже.
Добавлено спустя 19 минут 7 секунд:
А вот победная реляция о выпуске первой модели ЭЧС-а.
Нельзя без умиления смотреть на каменный век, на первую серьезную попытку создания сетевого радио. Здесь и НЧ на трансформаторах, суррогатный "кенотрон" на двух триодах и разномастные лампы первой сотни, нуждающаяся каждая в своем напряжении накала.
Серийный выпуск этого аппарата всячески затягивался и как писал РФ так и не состоялся(третья неточность Шамшура). Словно написанный, но неизданный роман или не спетая песня. И не мудрено что завод им. Орджоникидзе приступив к выпуску усовершенствованного приемника на новых подогревных лампах четырех вольтовой серии назвал его ЭЧС, а в печати он уже был ЭЧС-2. Общий язык вынуждены были найти в модели ЭЧС-3. Так можно ли считать первую модель ЭЧС-а исторически состоявшейся? Думаю да! Как предыстория последующей.
Разработанная для серийного выпуска, изготовленная в лабораторных экземплярах, получившая признанное имя, заслуживает того. Однако вторая, удавшаяся попытка создания сетевого радио заслуживает более пристального внимания. Знакомясь ближе с этим приемником испытываешь настоящий шок от монументальности контуров - 69мм в диаметре без индивидуальных экранов против 50-ти в последующих моделях ЭЧС-3,ЭЧС-4 и 52мм в ЭКЛ-4,ЭКЛ-34 и конечно строенный "золоченный" блок КПЕ, простирающийся почти по всей длине приемника. Уменьшившись на три пластины, но сохранивший сходство с предыдущей моделью - БЧЗ.
Добавлено спустя 23 минуты 30 секунд:
Можно без преувеличения сказать ЭЧС-2 совершил революцию в устройстве бытового радио. Если в предшествующих батарейных приемниках, например серии "Б" самые примитивные ползунковые переключатели, реостаты, вариометры монтировались непосредственно к корпусу, словно вростая корнями к нег. Примером может служить БТ.
То в ЭЧС-2 впервые корпус и пространственный короб шасси были отдельно друг от друга.
Корпус сборно-разборный, панельный на шурупах. Вначале собирается периметр панелей вокруг шасси, начиная спереди, подвешивается днище, в которое пропускается шесть тонких шпилек шасси, расположенных без геометрической строгости, а отсюда индивидуальная подгонка.
Брюхо доброй горсткой шурупов стягивается с боковым периметром, навешивается крышка, а в результате получается очень симпатичный сундучок, как костюм дайвера плотно обтягивающий тело шасси. Борьба за минимальный размер привела к курьезу, длинноцокольное СО-124 не проходила по высоте, а также к перегреву аппарата при длительной работе. Заслушавшись, можно было "потерять" кенотрон или даже сжечь ТС, чем грешат некоторые дошедшие до нас экземпляры. Не помогали "изящные каблучки" облегчающие доступ воздуха снизу. Они же не позволяли отдавить свой собственный сетевой шнур, выведенный...снизу!
В этой модели приемника еще нет понятия "задняя стенка". Классическое корпусостроение появилось в следующей модели ЭЧС-3 - корпус цельный, открытый сзади, куда вставляется шасси, закрепляемое четырьмя крупными болтами с шайбами к шасси. Здесь же появилась и задняя стенка, но еще толстая деревянная.