На сайте QRZ.RU в последние дни развернулось обсуждение советских танковых радиостанций 10-Р, 10-РК и 10-РТ, выпускавшихся в годы ВОВ. Одним из участников темы стал В. Подлепенец из Иркутска, в прежние годы задававший тон в таких обсуждениях. Жаль, что в последние месяцы он почти не появляется в разделе "История радиосвязи" форумов QRZ.RU...
Владимир Семенович Подлепенец, UA0SQ, с его статьей "История танковой радиостанции 10РТ-26", размещенной на сайте QRZ.RU еще в 2003 году, был, несомненно, одним из первопроходцев в деле популяризации советской радиоаппаратуры времен ВОВ и первых послевоенных лет. Я сам когда-то с интересом прочел эту статью.
Однако сегодня мне хотелось бы заново изложить историю разработки и производства танковых радиостанций для Красной Армии в 1933-1945 гг., опираясь на документы, ставшие доступными совсем недавно.
* * *
Среди историков, занимающихся проблемами технического оснащения Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), оснащение радиосредствами в довоенный период принято разделять на три этапа. В век ламповой радиоаппаратуры эти этапы определялись прежде всего способностью советской промышленности выпускать те или иные радиолампы.
Когда в середине 1920-х было заключено соглашение с французами и в СССР началось производство первых радиоламп с вольфрамовыми катодами ("Микро" и других), появилось и первое поколение военной радиоаппаратуры, так называемая "Первая система радиовооружения войск связи РККА". Это были громоздкие радиостанции диапазона ДВ, размещавшиеся в железнодорожных вагонах (радиостанции 1-А, 1-ВФ), в двуколках или переносимые в нескольких тюках.
Ни о каких танковых радиостанциях в "Первой системе радиовооружения" речи еще не шло, хотя принятая в 1927 году система обозначений военных радиосредств уже предусматривала первые цифры "71", "72" и "73" именно для обозначения танковых радиостанций.
* * *
Аппаратура "Второй системы радиовооружения войск связи РККА" начала разрабатываться после 1931 года, когда советская промышленность (прежде всего ленинградский завод "Светлана") освоила выпуск радиоламп с более эффективными бариевыми катодами. Наиболее известными представителями таких ламп являются УБ-107 и УБ-110.
В придачу к диапазонам ДВ и СВ военные радиостанции "второй системы" обретают и диапазон коротких волн (КВ), наличие которого обозначается добавочной буквой "К" в наименовании радиосредств.
Именно ко "Второй системе радиовооружения" относятся часто упоминаемые радиостанции 5-АК (полковая, автомобильная, с КВ-диапазоном), 6-ПК (батальонная, переносимая, с КВ-диапазоном) и 11-АК (аэродромная, автомобильная, с КВ-диапазоном).
Впрочем, быстро выяснилось, что мощные аэродромные радиостанции 11-АК образца 1933 года, как и ее развитие РАТ образца 1937 года были нужнее не на аэродромах, а для обеспечения связи армейских штабов...
Тогда же, в начале 1930-х, появились и первые танковые радиостанции --- 71-ТК образца 1933 года, 71-ТК-1 образца 1935 года и, наконец, 71-ТК-3 образца 1939 года. Эти последние устанавливались не только на танки Т-26 и БТ-7, но и на первые варианты Т-34. Недаром наши "копатели" до сих пор находят 71-ТК-3 на подбитых советских танках...
Именно таков имеющийся у нас комплект из приемника и передатчика танковой радиостанции 71-ТК-3 выпуска 1940 года. Есть в Радиомузее РКК и передатчик радиостанции 71-ТК-1 выпуска 1938 года. Как и положено (см. ниже), вся эта аппаратура имеет этикетки московского завода No.203 имени Орджоникидзе.
Не зацикливаясь на обсуждении 71-ТК и ее модификаций, хочу отослать посетителей сайта к очень интересному описанию радиостанции 71-ТК-1, размещенному в архивном разделе сайта (документ 2-36-01), а также к своей статье "Радиосредства РККА: американский след (1937-1945)", размещенной в разделе "Обзоры, воспоминания".
* * *
Разработанная в 1939-1940 гг. танковая радиостанция КРСТБ (Кварцевая РадиоСтанция Танкового Батальона) является типичным представителем "Третьей системы радиовооружения войск связи РККА", для которой характерно использование американских металлических и стеклянных радиоламп с октальным цоколем и накалом 6,3В. Кроме американских радиоламп, во всей аппаратуре "третьей системы" применялись сделанные по американскому образцу слюдяные конденсаторы КСО и сопротивления ТО.
Слово "кварцевая" в названии радиостанции КРСТБ подчеркивает, что для обеспечения стабильности частоты в ней была применена кварцевая стабилизация. Лучшие (а может, даже единственные) специалисты в области кварцевой стабилизации частоты в конце 1930-х работали в НИИ-20, который в конце 1939 года подчинялся Наркомату авиационной промышленности (НКАП), а с апреля 1940-го --- Наркомату электропромышленности (НКЭП), куда были переданы и все радиозаводы.
Интересно отметить, что НКЭП до войны не входил в число "оборонных" наркоматов и его предприятия снабжались комплектующими по "остаточному принципу". Вероятно, в этом кроется достаточно прохладное отношение советской радиопромышленности к выполнению заказов для Красной Армии в предвоенные годы...
О том, как это отразилось на обеспечении наших танковых соединений средствами радиосвязи, предлагаю почитать в книге, подготовленной в 1961 году авторским коллективом Военной Краснознаменной академии связи (г. Ленинград):
Мы получили полный текст этой толстой (692 стр.) книги только на днях, и еще не успели разместить ее на своем сайте. Однако я сфотографировал и обработал несколько страниц из книги, где дается компактный, но очень интересный анализ ситуации с обеспечением Красной Армии танковыми радиостанциями в 1941-1943 гг.
Надеюсь, мои фотоколлажи достаточно читабельны:
Лично я считаю приведенные выше тексты эталоном и точкой отсчета для любых обсуждений, касающихся разработки и производства танковых радиостанций для Красной Армии в 1939-1943 гг. Эта информация была собрана самыми серьезными исследователями нашей военной истории, ибо только в ленинградской Военной Краснознаменной академии связи имени Ворошилова была кафедра истории военной связи, и именно там концентрировались лучшие в СССР специалисты в этой области знаний.
Ориентируясь на приведенную выше информацию, можно, например, утверждать, что радиостанции 10-РК, которые были развитием 10-Р (она же КРСТБ), разрабатывались вовсе не в Ленинграде, а в Омске, куда был эвакуирован ленинградский завод No.210 имени Козицкого.
Становится понятна и причина появления достаточно примитивной (на фоне той же 10-Р) танковой радиостанции 9-Р, которую стал выпускать завод No.203 имени Орджоникидзе, к тому времени уже эвакуированный из Москвы в Сарапул. Им освоить выпуск таких танковых радиостанций было проще, чем другим радиозаводам, потому что именно на заводе No.203 уже выпускалась радиостанция самолета-истребителя РСИ-4, послужившая прототипом для 9-Р.
Почитайте "Отчет отдела главного конструктора завода No.203 за 1943 год", размещенный на сайте Радиомузея РКК (документ 4-44-01), и вы увидите, что завод не остановился на "базовой" модели 9-Р (по-заводскому --- "Тапир"), а продолжил ее развитие, создав известные танковые радиостанции 9-РМ ("Тапир-М") и 9-РС ("Тапир-С"), а также малоизвестный вариант 9-РУ ("Тапир-У").
Возвращаясь к радиостанциям серии 10-Р, хочу показать рисунок из "Справочника по войсковым и танковым радиостанциям" издания 1943 года (документ 1-43-02), где изображен первый вариант радиостанции 10-Р (она же КРСТБ). Реальных фотографий этого раннего варианта сегодня, похоже, уже не найти:
Вот пара выдержек из того же Справочника, касающихся 10-Р (КРСТБ):
И, наконец, вот замечательный фрагмент того же описания, где перечислены отличия радиостанции 10-РК от ее предшественницы, танковой радиостанции 10-Р:
На этом хочу закончить, потому что софт на форуме может не принять более 10 картинок. Хотя в запасе у меня остались фотографии реальных 10-РК и 10-РТ, показывающих различия в их компоновке.
Впрочем, эти фотографии любой из вас сможет увидеть, если зайдет на сайт Радиомузея РКК, где имеются материалы по радиостанциям 10-РК и 10-РТ...